21 урок для XXI века, Юваль Ной Харари

21 урок для XXI века, Юваль Ной Харари
float(0)

В сентябре продолжаем говорить о книгах, связанных с образованием.

Историк и автор книг - бестселлеров «Sapiens: Краткая история человечества» (2014) и «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня» (2016) Юваль Ной Харари в 2019 году выпустил новую книгу «21 урок для XXI века». По форме, книга состоит из 21 главы, а в содержании, Харари пытается ответить на вызовы сегодняшнего дня, или хотя бы, включить читателя в дискуссию.

Каким должно быть будущее человечества? У большинства людей не хватает времени для долгих размышлений на эту тему. Разумеется, у каждого человека свои заботы, однако есть и общие проблемы, которые касаются всех. Если не прямо сейчас, то в ближайшем будущем. О какой повестке идет речь.

1. Свобода.
Мы готовы отказаться от свободы на период пандемии? Появится ли снова «железный занавес» между государствами? Увы, частная жизнь все больше связана с политикой. В ковидную эпоху, конечно, общество нуждается в поддержке государства, а государство, в свою очередь, ужесточат контроль. Автор полон пессимизма. Возможно, пишет он - нас ждет цифровая диктатура.

2. А что с работой.
Машинное обучение и роботизация изменят рынок труда, но к каким последствиям приведут эти изменения? Может быть, нас ожидает появление новых профессий и рост благосостояния. А может быть, в ближайшие десятилетия миллиарды людей останутся без работы. Что произойдет, когда когнитивные способности машин превзойдут когнитивные способности людей? Возможные решения автор разделяет на три категории: меры по предотвращению потери рабочих мест, меры по созданию новых рабочих мест и меры на случай, если темпы сокращения рабочих мест превысят скорость появления новых. Харари согласен с тем, что надо расширить значение слова «труд». Разве не трудом является воспитание ребенка? Или работа в общественных организациях? Так чем же будут заниматься люди в мире, где машины сделают ненужными множество традиционных профессий? Возможно, мы будем наблюдать на рынке труда не соперничество между человеком и машиной, а сотрудничество. То есть, люди не будут пытаться конкурировать с машинами, а будут заниматься их дальнейшим совершенствованием и обслуживанием.

3. Образование.
Ребенку, рожденному сегодня, в 2050 году будет чуть больше 30 лет. Чему учить ребенка, чтобы обеспечить ему достойную жизнь в том мире, каким он будет в 2050 году?
«Школы по-прежнему уделяют много внимания запоминанию информации, однако в 21 веке, мы и без того тонем в потоке информации»– сетует автор.
«Люди нуждаются в умении понимать информацию, отличать важное от несущественного, а главное – соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира. Чему же мы должны учить своих детей? Самой важной будет способность приспосабливаться к переменам, учиться новому и сохранять хладнокровие в незнакомых ситуациях». Чтобы выжить в таком мире вам понадобится недюжинная гибкость мышления и огромный запас эмоциональной стабильности. К сожалению, научить детей приветствовать новое и сохранять психологическое равновесие гораздо труднее, чем рассказать о законах физики или о причинах Первой мировой войны».

4. Постправда.
Напомню, что постправда – это обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям. Слово стало «словом года» по версии Оксфордского словаря еще в 2016 году.
Согласно исследованиям газеты «Вашингтон пост», в одной из речей Трампа в 2018 году, из 98 фактов, 78 % были ошибками, вводящими в заблуждение. Автор, как историк по профессии, этому не удивлен, напротив, он считает, что веры в мифы как раз и сделала человека человеком. Последуете ли вы совету автора и, чтобы докопаться до истины, начнете читать научную литературу - вам решать. Главный аргумент – ученые мифологизируют реальность намного реже других.

В книге можно найти обсуждение и других вызовов, с которыми сталкивается человечество, ознакомиться с широким спектром возможных ответов. Это может помочь читателю начать более глубоко изучать заинтересовавшие его вопросы. Поскольку книга «21 урок для XXI века» не научная книга, а нон-фикшн, автор предлагает свои личные способы решения многих проблем: медитация, самоанализ, атеизм. И это еще один повод для дискуссий.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2021-09-02 12:12
Дата изменения: 2021-09-02 12:15
Спросите библиотекаря