Национальная литературная премия «Большая книга»: выбор Академии
Национальная литературная премия «Большая книга»: выбор Академии
В декабре академики Национальной литературной премии «Большая книга» объявили о своём выборе трёх лучших российских книг этого года.
1 место: Александр Иличевский, «Чертёж Ньютона»;
2 место: Тимур Кибиров, «Генерал и его семья»;
3 место: Шамиль Идиатуллин, «Бывшая Ленина».
Посвятим обзор этим книгам.
Александр Иличевский «Чертёж Ньютона», 2019
Александр Иличевский — прозаик и поэт, лауреат премий «Русский Букер» и «Большая книга».
Сама идея заглянуть в тайны мироздания, опираясь на чертёж Иерусалимского Храма, сделанный Ньютоном, манит внимательно вчитываться в строки нового романа Александра Иличевского. Поражает умение этого писателя совмещать захватывающий, «блокбастерный» сюжет и глубокие научные, философские, теологические размышления. Для пытливого, вдумчивого читателя здесь открывается богатая галерея тем для осмысления – от тёмной материи и её схожести с сознанием до создания многофокусной голограммы, которая воссоздаёт Храм. И для любителей мистики найдётся масса впечатлений – духи гор, пустыни, древнего города витают над текстом, живут в строках и между строк. «Детали норовили затмить сам город»,- пишет Иличевский об Иерусалиме, и то же можно сказать о самом повествовании. Фабула романа прячется в поразительных деталях и завязана на поисках главным героем своего отца, пропавшего без вести где-то на просторах Земли Обетованной. Это и заброшенная Памирская станция, охраняемая духами, и археологические раскопки, и жизнь русской эмигрантской богемы в Израиле, и экспедиция художника Поленова, и ещё множество познавательных сюжетных ручейков. И, конечно, Иерусалим – это ядро романа. Описание города баснословно, восхищает образ дирижабля над Иерусалимом — «это белый, как киноэкран, символ сознания, понимающего себя». При чтении включаются все сенсорные анализаторы: чувствуешь запахи, слышишь звуки, осязаешь поверхности. Яркость, объёмность, зримость прозы доставляет чистое эстетическое удовольствие.
Цитата из книги:
«Израиль — это отчасти модель мира, — пишет отец. — Здесь есть почти все климатические зоны, горы, леса, поля, свой Прованс, два вида пустынь, три моря, озеро, хочешь — дюны, хочешь — скалистый берег. Снег, альпийские луга, тростниковые плавни по берегам Иордана, карстовые пещеры, рукодельные пещеры, как сыр дырками, наполняют вади Иудеи и Самарии, Хевронское нагорье, где камень добывали тут же, рядом со строившимся домом. Потом эта система пещер и тоннелей пригодилась в восстаниях против Рима: легионеры годами выкуривали жителей из катакомб. Геология, география, растения, живность — всё это изучается и охраняется, это хорошая привычка общества, ею приятно заразиться. Походы отлично заменяют дачную жизнь, ибо вся страна — это твоя дача, повсюду рукой подать. В некотором смысле благодаря Иорданской долине, самой низкой впадине на суше, которая была заселена с самых древнейших времен, Израиль — это Тибет наоборот, спускающийся в глубину земли, времени и человека».
Тимур Кибиров «Генерал и его семья», 2020
Тимур Кибиров — поэт и писатель, автор более двадцати поэтических книг, лауреат многих отечественных и международных премий.
Новая книга «Генерал и его семья», которую сам автор называет «историческим романом», — семейная сага, разворачивающаяся в позднем СССР. Кибиров подходит к набору вечных тем (конфликт поколений, проблема эмиграции, поиск предназначения) с иронией и лоскутным одеялом из цитат, определявших сознание позднесоветского человека. Вложенный в книгу опыт и внимание к мельчайшим деталям выводят книгу «Генерал и его семья» на территорию большого русского романа, одновременно искреннего и саркастичного.
У Кибирова в романе войны нет, но есть генерал Василий Бочажок, страстно любящий классическую музыку, а его служба и его «армия»: жена Травиата, дочь Анна и сын Стёпка-балбес. То есть произведение, на первый взгляд, представляет собой семейную сагу. И есть время, показанное через историю главного героя, его друзей и недругов, через взгляды дочери, и это время называется советской эпохой. Роман заканчивается накануне краха советского режима.
Цитата из книги:
«И всё-таки — мог ли быть крепким союз такой прогрессистки и модницы и отъявленного ретрограда? Еще как мог! Дело в том, что оба относились к эстетическим взглядам оппонента с юмористической снисходительностью, считая их слегка досадным, но, в сущности, терпимым и безобидным недоразумением.
Василий Иванович подшучивал над любимой певицей жены, называя ее Эдитой Потехой или даже Идиты Пьеха, очень смешно передразнивал, к восторгу детей, её акцент, манеру пения и даже телодвижения: «Я иду и пою! И земля поет! Оу!», а фамилию Ларисы Мондрус произносил с такой интонацией и с такой двусмысленной ухмылкой, что Травиата Захаровна краснела, качала головой и говорила:
— Всё-таки ты, Вася, иногда такой дурак, просто уму непостижимо.
Да что Эдита Пьеха! Жестоковыйному Бочажку и сама Эдит Пиаф и все Ивы Монтаны и Фрэнки Синатры были нипочём. Музыка толстых, и всё тут! У него для всей эстрады, и советской тоже, включая и довоенную, было только две оценки — или это горьковское определение джаза или «Угу, понятно! С одесского кичмана сбежали два уркана!». В самое последнее время появилась третья категория — «Жуки в жабо!».
Это когда по телевизору показывали какой-то ВИА, то ли Голубых, то ли Поющих гитар, Василий Иванович, войдя с приказом немедленно уменьшить звук, спросил:
— А чо они в бантах-то, как коты?
А Стёпка, как раз представлявший, как зэконски выглядел бы «Альтаир» в таких вот костюмах, обиженно ответил:
— Это не банты, это жабо!
— Точное слово, — похвалил генерал».
О книге, занявшей третье место, мы рассказывали недавно. Сейчас лишь напомним вкратце. Книга Шамиля Идиатуллина «Бывшая Ленина» (2019) — прямой ответ на многочисленные читательские и критические мольбы о русском романе, который рассказывал бы, наконец, не о прошлом, но о живом и горячем «здесь и сейчас». В самом деле, трудно представить себе что-то более актуальное, чем обстановка «Бывшей Ленина»: 2019 год, районный центр Чупов в богом забытой поволжской глубинке, коррумпированная неэффективная власть и — смысловым центром романа — огромная, отравляющая воздух и воду свалка, с которой непонятно что делать, но которая, очевидно, со дня на день
начнёт убивать людей. На драму социальную наслаивается драма человеческая: рушится брак мелкого муниципального чиновника Даниила Митрофанова и его жены Лены, самородного мастера пиар-технологий. В борьбе за власть, разворачивающейся на фоне зловонной свалки, бывшие супруги оказываются по разные стороны баррикад.
И главная авторская «фишка» заключается в том, что это действительно роман о нашем времени. Явление редкое, почти единичное. Сам же автор говорит, что тема свалки и политики в этой книге – фоновая. Главным всё же остаются человеческие отношения.
Книги, представленные в обзоре, находятся в фонде Новосибирской областной библиотеки и доступны к заказу.
Комментарии 0