Олег Лекманов и Евгений Рудашевский на «Белом пятне»

Олег Лекманов и Евгений Рудашевский на «Белом пятне»
/home/bitrix/www/bitrix/templates/.default/components/bitrix/news/atheneum_ngonb/bitrix/iblock.vote/ajax/template.php:26: double(0)

Олег Лекманов и Евгений Рудашевский на «Белом пятне»

21 и 22 ноября в онлайне прошёл Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно». Трансляции прямых эфиров встреч с писателями-участниками фестиваля доступны на канале в YouTube Новосибирской областной научной библиотеки.

Продолжаем рассказывать об участниках и их книгах.

В декабре 2019 года был объявлен лауреат Национальной литературной премии «Большая книга». Лучшей была признана книга «Венедикт Ерофеев: посторонний». Авторы этой биографии – Олег Лекманов, Михаил Свердлов и Илья Симановский. 

Олег Лекманов – участник фестиваля «Белое пятно» в этом году.

Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский «Венедикт Ерофеев: посторонний», 2019

лекманов.jpg

Авторы биографии Венедикта Ерофеева, опираясь на множество собранных ими свидетельств современников, документов и воспоминаний, пытаются отделить правду от мифов, нарисовать портрет человека, стремившегося к абсолютной свободе и в прозе, и в жизни. Параллельно истории жизни писателя в книге разворачивается "биография" Венички - подробный анализ его путешествия из Москвы в Петушки.

Может ли жизнеописание Венедикта Ерофеева быть рассказом о разных его отражениях в текстах и воспоминаниях? Почему именно «Москва — Петушки» сыграла такую важную роль в самоидентификации постсоветского читателя — и в то же время высоко оценивается на Западе?

Все прекрасно знают, что в поэме «Москва — Петушки» действует персонаж, чьи имя-фамилия и некоторые черты биографии совпадают с чертами биографии самого Венедикта Ерофеева, хотя и не полностью. Поэтому авторы придумали такой ход: книга будет состоять из глав с жизнеописанием Венедикта Ерофеева, чередующихся с главами, в которых рассказывается о поэме и одном дне персонажа — Венички. А финальная часть будет собой представлять нарезку, где эпизоды, связанные с последними месяцами и днями жизни Венедикта Ерофеева станут чередоваться с разговором о последних часах и минутах Венички.

Олег Лекманов на вручении премии говорил: «В его жизни меня больше всего поражает вот что: каким чудом он смог выдохнуть такую поэму? Это многих приводит в тупик. Ведь Ерофеев написал несколько произведений, но ни одно из них и рядом не стоит с текстом «Москва — Петушки». Как он это сделал? Тем более, что писал практически как шутку, как домашнюю вещь. В нашей книге мы попробуем ответить и на этот вопрос».

«Персонаж Веничка близко знаком читателю - и русскому, и зарубежному, - чего нельзя сказать про самого создателя поэмы «Москва – Петушки, Венедикта Ерофеева», - говорится в аннотации премии. Авторы биографии приводят воспоминания и интервью, опубликованные в литературной периодике, а также мемуары, написанные специально для юбилейного издания. Всё это делает книгу «Венедикт Ерофеев: посторонний» - уникальным артефактом.

Цитата из книги:

Это «И был немедленно разочарован», конечно же, заставляет вспомнить о знаменитом «И немедленно выпил» из «Москвы – Петушков». И действительно, разочарование наступило быстро: студентом филологического факультета МГУ Ерофеев числился всего лишь год и четыре с половиной месяца – до середины января 1957 года, а реально проучился в университете и того меньше. Тем не менее значение этого короткого периода для его биографии было очень большим. Университет придал интеллектуальному развитию Ерофеева столь мощное ускорение, что его хватило на всю оставшуюся жизнь. «У него был вполне филологический склад ума, несмотря на то что вокруг клубился самый разный, далеко не гуманитарный и не артистический люд (его, пожалуй, даже нельзя назвать богемным)», – вспоминает Марк Гринберг поздние годы Ерофеева.

Как известно, литературный фестиваль «Белое пятно» включает и детскую программу. На площадке Новосибирской областной детской библиотеки им. Горького были организованы прямые эфиры с Евгением Рудашевским, Анастасией Строкиной и Юлией Симбирской.

Евгений Рудашевский – молодой прозаик, но выпустил уже около десятка книг для детей и подростков. Возможно, он - главный знаток подростковой психологии среди современных авторов. Он словно и не становился взрослым: так точно воссозданы мысли и чувства его героев от 14 до 20 лет.

Евгений Рудашевский «Бессонница», 2019 

Роман Рудашевского «Бессонница», с одной стороны, отличается от ставших популярными повестей «Здравствуй, брат мой Бзоу!», «Куда уходит кумуткан» и «Ворон», а с другой – схож с ними по настроению. Но если в тех повестях, как и в книге «Солонго. Тайна пропавшей экспедиции», герои противостояли природе, то здесь главный вызов Дэн бросает своей семье и самому себе. Нужно ли оправдывать чьи-либо ожидания? Есть ли где-то твоя персональная дорога, и если да – как на неё выйти? Рудашевский.jpg

Евгений Рудашевский до «Бессонницы» довольно успешно конвертировал свой личный опыт в детские и подростковые книжки: он много путешествует, благодаря впечатлениям от этих путешествий рождается целая серия «Экстремальный пикник», где автор рассказывает и про дольмены, и про палатки; он работает дрессировщиком в нерпинарии — и пишет роман о дружбе дельфина с мальчиком, за который получает премию «Книгуру». На таком приключенческо-познавательном фоне «Бессонница» выглядит попыткой войти в большую литературу. В этой книге раскрывается умение автора передавать те чувства и ощущения, которые, как правило, сложнее всего передать словами. Сокурсники едут в маленькое путешествие в другой город, как будто пытаясь успеть, пока они совсем свободны; и лучшая в книге сцена, пожалуй, разворачивается в мотеле, где герои проводят беззаботный вечер, рассказывая друг другу о байках из прошлого или мечтах о будущем. Чтобы сказать другому что-то сокровенное, надо уехать с ним куда-то далеко, где можно не бояться времени и дат. Такие вечера как раз и запоминаются на долгие годы как квинтэссенция молодости; это Рудашевский очень хорошо понимает, и поэтому знает, как правильно передать атмосферу.

Цитата из книги:

Да, Эшли права… Свобода – в движении к тому, что тебя ждёт впереди, а не в бегстве от того, что осталось сзади. Я так и написал родителям и впервые не переживал из-за того, что отец этого не поймёт. А ещё я написал, что сам виноват, ведь мне никогда не хватало смелости рассказать вслух о своих переживаниях. Кто знает, как бы сложилась моя жизнь, если б я ещё в школе поверил в себя и в своё право выбирать собственный путь, а главное – сражаться за него. Впрочем, сейчас меня это волнует меньше всего. Это была бы другая жизнь другого человека, а мне нравится быть собой, и я точно знаю, что всё сложилось именно так, как и должно было сложиться.

 

Книги данного обзора находятся в фонде Новосибирской областной научной библиотеки.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2020-11-25 14:40
Дата изменения: 2020-11-25 14:40