Защита прав потребителей

Об Уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг

Управление Роспотребнадзора  по Новосибирской области (далее – Управление) информирует, что с 03.09.2018 вступил в силу Федеральный закон № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), который определил правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.

Предусмотрено поэтапное вступление в силу Федерального закона № 123-ФЗ:

- с 1 июня 2019 года его действие начинает распространяться на страховые организации (по договорам обязательного и добровольного страхования гражданской ответственности (далее – ОСАГО, ДСАГО) и иного страхования средств наземного транспорта (КАСКО);

- с 1 ноября 2019 года – на иные договора страхования;

- с 1 января 2020 года – на микрофинансовые организации;

- с 2021 года – на кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды.

С 01.06.2019 споры, касающиеся ОСАГО, до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым омбудсменом.

Порядку рассмотрения обращений финансовым уполномоченным посвящена глава 3 Федерального закона № 123-ФЗ.

О деятельности финансового уполномоченного

Финансовый уполномоченный осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона  от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный независим от органов власти, организаций и должностных лиц.

Финансовый уполномоченный осуществляет досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами, позволяя избежать обращения в суд. Принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.

В случаях, предусмотренных законом, потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.

По результатам рассмотрения обращения потребителя финансовый уполномоченный принимает решение, которое подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок. В случае несогласия с решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе обратиться в суд для защиты своих прав. Финансовая организация в случае несогласия с решением финансового уполномоченного вправе оспорить его в суде.

Начиная с 28 ноября 2019 года потребитель финансовых услуг направляет обращение финансовому уполномоченному в отношении всех страховых организаций (кроме организаций, которые осуществляют исключительно обязательное медицинское страхование).

Начиная с 1 января 2020 года потребитель финансовых услуг направляет обращение финансовому уполномоченному также в отношении всех микрофинансовых организаций.

Начиная с 1 января 2021 года потребитель финансовых услуг направляет обращение финансовому уполномоченному также в отношении всех кредитных организаций, кредитных потребительских кооперативов, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов.

Перечисленные финансовые организации в указанные сроки обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным.

Новый порядок может применяться и ранее указанных дат, если финансовая организация, к которой потребитель имеет претензии, включена в Перечень финансовых организаций, взаимодействующих с финансовым уполномоченным на добровольной основе, который ведет АНО «СОДФУ».

Если финансовая организация включена в вышеуказанные Реестр или Перечень, то потребитель финансовых услуг в случаях, предусмотренных законом, вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.


Дата создания: 2019-12-09 11:50
Дата изменения: 2020-02-03 11:05